Прагматистская педагогика

Прагматистская педагогика
(лат. pragmatismus - дело, действие)
   — педагогическое течение, возникшее в США в конце 19 - начале 20 вв. Известно также под названием "прогрессивизм" (или "прогрессивное воспитание"), "инструментализм", "экспериментализм". Наиболее общие методологи- ческие предпосылки П.п. содержались в сочинениях основателей философии прагматизма Ч. Пирса и У. Джемса. Окончательное её оформление связано с именем Д. Дьюи и его последователей. П.п. представляла собой программу радикальной реформы традиционной школы на основе сближения школы с жизнью, использования в процессе обучения естественной детской активности, интересов и потребностей ребёнка.
   Одним из исходных для педагогических построений прагматизма положений является представление о деятельной сущности человеческой личности, согласно которому человек изменяет окружающую среду на основе получаемого практического опыта, активно приспосабливаясь к ней. Природа человека предопределяет пути и возможности воспитания, присущие ребёнку закономерности его развития, - прежде всего через учёт движущих им интересов и потребностей (Дьюи). Воспитание является природосообразным процессом, поощряющим спонтанное развитие личности, а школа в качестве "общества в миниатюре", воспроизводя те или иные политические, экономические и технологические процессы, должна облегчать социализацию детей. Сущность воспитания, т.о., состоит в постоянном преобразовании, "реконструкции" расширяющегося личного опыта ребёнка. Гл. цель воспитания - способствовать "самореализации" личности в русле удовлетворения её прагматических интересов.
   Важнейший путь реализации своих установок в области содержания школьного образования П.п. в 20-30-х гг. 20 в. усматривала во внедрении метода проектов, разработанного У.Х. Килпатриком.
   Сторонники прагматистских концепций 60-80-х гг., отстаивая принцип "обучения посредством деятельности", дают ему новую трактовку. Они рассматривают деятельность ученика не в узком смысле, как преимущественно физический труд, а более широко, как любой вид созидательной работы, если ученик выступает её активным участником. Американские педагоги-неопрагматисты, исследуя вопрос о содержании обучения в общеобразовательной школе, на первое место ставят критерий релевантности, соответствия содержания образования интересам и потребностям ребёнка. При этом школа не должна уходить от обсуждения наиболее острых проблем, стоящих перед обществом. Неопрагматисты универсальное значение придают идее комплексности в содержании образования, противопоставляя её предметному принципу. На практике это привело к созданию различных вариантов интегрированных курсов, концентрирующих сведения из различных учебных предметов на фрагментарной основе вокруг к.-л. стержневой темы, которая определяется школой, исходя из интересов детей и специфики местных условий.
   В П.п. США сосуществуют и взаимно дополняют друг друга два течения - собственно педоцентристское (узкометодическое) и реформистское ("социал-реконструктивистское"). Представители последнего считают, что совершенствование школы способно преобразить общество.
   В Великобритании П.п. получила распространение в 20-х гг. в основном в начальных школах. Английские педагоги "обучение посредством деятельности" истолковали как использование активных методов работы в сочетании с другими методами обучения; считали, что учёт интересов и потребностей ребёнка при составлении учебного курса начальной школы не должен препятствовать овладению определённым объёмом знаний.
   В начале 80-х гг. в США и в ряде других стран педоцентристские установки стали возрождаться в рамках открытого обучения и гуманистической педагогики.
   Большую роль в популяризации П.п. сыграла "Ассоциация прогрессивного воспитания" (1919-57). Против идей П.п. выступили в 30-х гг. У. Бэгли и группа "эссенциалистов", считавших, что учащиеся должны в первую очередь прочно овладеть основами научных знаний. Однако в то время эти протесты не были поддержаны.
   Влияние П.п. по-прежнему значительно в гуманистической педагогике, а также в концепциях неопрагматистского толка - "воспитание для выживания", "общинное воспитание" и др.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 211-212)
   Ч33(7США)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Прагматистская педагогика" в других словарях:

  • ПРАГМАТИСТСКАЯ ПЕДАГОГИКА — (лат. pragmatismus, от греч. pragma, род. п. pragmatos дело, действие), пед. течение, возникшее в США в кон. 19 в. нач. 20 в. Известно также под назв. «прогрессивизм» (или «прогрессивное воспитание»), «инструментализм», «экспериментализм».… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Гуманистическая педагогика —     направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50 х начале 60 х гг. 20 в. в США как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Философско идеологическая ориентация Г.п. близка идеям педоцентризма (см …   Педагогический терминологический словарь

  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ — (Great Britain), Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, гос во на С. З. Европы, на Британских о вах. Пл. 244,1 тыс. км2. Нас. св. 57 млн. чел. (1988). Офиц. язык английский. Столица Лондон. Исторически сложилось деление В. на …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ДЬЮИ — (Dewey) Джон (20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, 1.6.1952, Нью Йорк), амер. философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун т (1879). Проф. Мичиганского (1884 94), Чикагского (1894 1904) и Колумбийского (1904 30) ун тов. Развил новый… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ДЬЮИ Джон — (20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, 1.6.1952, Нью Йорк), амер. философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун т (1879). Проф. Мичиганского (1884 94), Чикагского (1894 1904) и Колумбийского (1904 30) ун тов. Развил новый вариант прагматизма …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — (United States of Amenca), США, гос во в Сев Америке Пл ок 9,4 млн км2. Нас. 258,2 млн чел (1993), в т.ч. 85% белые, ок 12% негры, ок 3% представители др. рас Офиц язык английский Столица Вашингтон Уровень образования населения в США определяется …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ТРУДОВАЯ ШКОЛА — направление в пед. теории и практике организации общего образования кон 19 1 й пол 20 вв Сторонники Т.Ш. стремились повысить воспитат. эффективность и социальную значимость школьного образования путем формирования у учащихся общетрудовых умений и …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»